А теперь, други мои, я приглашаю вас прогуляться со мной по Шуе.
Что я знала о Шуе перед тем, как побывала в ней? Ну, пожалуй, две вещи. Я знала, что в Шуе выпускают знаменитые шуйские ситцы - а это прекрасное постельное белье, халатики и сарафаны, полотенца, носовые платки и прочие необходимые в хозяйстве вещи... Ну и, конечно, слышала я о Шуйской колокольня, самой высокой из отдельно стоящих колоколен в Европе. Еще на подъезде к Шуе я начала высматривать эту колокольню - и очень удивилась, когда поняла, что ее не видно издали, как это обычно случается со шпилями и башнями, знаменитыми на весь свет. Да и в самом городе колокольня как-то терялась вдали, за деревьями и домами.
Я представляла себе Шую классическим купеческим городом - с небольшой центральной площадью, парой узких кривых улочек, несколькими домами 18-19 века (низ каменный, верх деревянный, ну, вы понимаете). Тем удивительней было то, что я увидела на самом деле.
Вообще на подъезде со стороны Иваново (а Шуя расположена в 32 километрах от Иванова) Шуя произвела на меня неприглядное впечатление. Несколько облупившихся старинных домиков вперемешку с облупившимся же зданиями советских времен, маленький рынок и площадь, которую я сначала приняла за центральную. Полустроящийся-полуразрушенный мост и пара зданий, бывших когда-то церковными - со снесенными куполами и крестами. А вдали, за мостом - какие-то облупленные современные дома. Честно говоря, первые минут 15 пребывания в Шуе я была страшно разочарована, мне казалось, что в этом городе совсем нечего смотреть.
Припарковав машину, мы чуть побродили и зашли на местный рынок. Здесь я оттаяла и начала радоваться ассортименту. Взгляните на прилавок - огурцы рядом с ботинкам, полотенца по 30 рублей и висящие рядом с ними сатиновые лифчики необъятных размеров и фасонов из прошлого века - ей-богу, пожалела, что не купила один на память, чтоб внучкам показывать... Там же сатиновые семейные трусы и картузы. Вообще, конечно, необычайный колорит - последний раз я видела что-то подобное лет 20 назад.
Шуйские ситцы на рынке были. Прекрасный комплект бязевого двуспального белья - по 350 рублей за набор (для сравнения, в Москве такие наборы стоят около 950 рублей). Ситцевое постельное белье еще дешевле - по 280 рублей, халаты по 130, а косыночки дают на сдачу, если нет разменной монеты - косыночка по 5 рублей. Вдумайтесь в цены. Я накупила целый ворох льняных кухонных полотенец (20 рублей за штуку) и каких-то салфеток, халатиков и прочей дребедени, радующей глаз. Во всем городе я не нашла фирменного магазина с приличным ассортиментом местных товаров - покупала на рынке, бродила от прилавка к прилавку, комплектик там, халатик здесь... А и вправду, зачем шуянам фирменный магазин?.. (здесь грустный смайлик). Дела в Шуе неважнецкие, если честно. Местные жители рассказали, что шуйский комбинат на последнем издыхании, сбыта практически нет, возить товары в Москву дорого и невыгодно. Работы нет, шуяне пытаются заработать, отправляясь на заработки кто в Иваново, кто в Москву - а в последние месяцы все чаще возвращаются домой, потому что работы нет и там. В больницах врачи и медицинские сестры получают одинаковую зарплату - 4300 рублей и те, и другие. 4300 рублей. В месяц. Врач!!! Ставка музейного работника - 1900 рублей. Для примера посчитайте, сколько вы зарабатываете в день... До ситцев ли шуянам?... А туристы в этом городе бывают редко - по крайней мере наша компания с фотоаппаратами и громкими комментариями производила фурор. Шуяне останавливались, спрашивали, откуда мы такие понаехали, а некоторые свешивались с балконов и на всю улицу вопрошали, не шпионы ли мы:
а это сборщик металлолома, который попался мне в кадр в самом начале посещения Шуи. Уныло брел он с двумя железяками с какой-то помойки к своей тачке, припаркованной у автобусной остановки:
Впрочем, бог с ними, с экономическими трудностями - где их нет?.. Возвратимся к нашей прогулке.
Мы оставили машину на тенистой улочке у какого-то торгового центра и пошли гулять за реку - по длинному мосту над синей Тезой, там, где вдали рассмотрели знаменитую 106-метровую Воскресенскую колокольню. И оказалось, что настоящая Шуя начинается именно там, за рекой.
Никакого купеческого городка с узкими кривыми улочками в Шуе нет и в помине. Это настолько удивительно, что я все шла и оглядывалась, пытаясь разглядеть хоть где-то за углом или за горкой вожделенные старинные домики. Домиков было много, но стоят они все на широких улицах-проспектах, и от центра Шуи в разные стороны разбегаются улицы, бульвары, площади с фонтанами - будто я не в городке с 50-тысячным населением, а в миллионном современном городе. Я спрашивала в музее у экскурсовода - почему застройка Шуи так отличается от провинциальных Российских городков?.. Ответа не было, экскурсовод пожимала плечами - "так строили, спокон веку у нас улицы широкие, мощеные, торговые ряды просторные..." При этом на улицах стоят дома старые - 18, 19 век, т.е. ничего не сносили и не перестраивали. Так и построили. Будто не в России...
Впрочем, смотрите сами. Маленький провинциальный городок. 50 тысяч населения.
Побродив по улицам и надивившись планировкой, мы дошли до здания музея. Вот оно, красивое и обветшавшее одновременно:
Но в музее мы попали в самый перерыв, поэтому, подивившись на табличку "музей имени Фрунзе" - ну при чем тут Фрунзе - мы отправились гулять дальше. И тут я обратила внимание, что почти на каждом доме висела табличка с упоминанием товарища Фрунзе. В этом здании он работал, а в этом - выступал, а здесь - заседал, и так далее, бесконечно. Оказывается, этот уголовник, прости господи революционер приехал из Бишкека аккурат в Шую и навел там свой уголовный порядок. Он ухитрился выступить даже в здании детского садика! Бывшая городская дума - табличка с Фрунзе, прокуратура - табличка с Фрунзе, старинный купеческий особнячок - опять табличка с Фрунзе. Сквер, огромная статуя - опаньки, не Фрунзе, а Ленин... Непорядочек. На самом деле я впервые встречала столько упоминаний Фрунзе. Пожалуй, я не удивилась бы табличке на тротуаре "здесь любил прогуливаться Фрунзе" и около вековой старинной липы - "здесь однажды отливал...". Впрочем, я расхулиганилась. Но в одном из местных музеев - кстати, не в музее имени Фрунзе, а в краеведческом музее - есть экспозиция, на которой представлена коечка с матрасиком и деревянная табуреточка с миской и кружкой. На мое недоуменное - "что это такое?" - экскурсовод, веселясь, ответила, что это таки да, "камера товарища Фрунзе". А вот в музее имени Фрунзе нет упоминания о товарище Фрунзе, зато там демонстрируют коллекцию из 541 яйца - но об этом речь пойдет ниже.
вот пара домов, в которых жил, работал и зверствовал товарищ Фрунзе:
Сделав небольшой круг по центру города и пообедав в местном кафе "Белый медведь" - ребята, мы ели вчетвером, первое-второе-салатик и даже 100 грамм водки - и наели там на ценник в 675 рублей, и это была НАСТОЯЩАЯ ВКУСНАЯ еда, правильная, отличная, по настоящим рецептам, и отбивную лично мне - ОТБИВАЛИ, и готовили все специально для нас, и в тамошней солянке НЕТ МАЙОНЕЗА!!! - мы зашли в краеведческий музей, в здании которого тоже что-то делал товарищ Фрунзе. Впрочем, он мне надоел и больше я не расскажу о нем ни слова.
Музей интересный, правда. Необычный. Делали экспозицию питерские дизайнеры на заре перестройки, и экспозиция эта, будь она создана лет на пять раньше, повлекла бы за собой однозначную ссылку и тюрьму авторов. Там надо ходить и присматриваться. С одной стороны - коечка из камеры прости-господи-Фрунзе, а с другой стороны - вот такие надписи:
Или вот - дивное эпическое полотно о бое товарища Фрунзе и товарища Чапаева с белогвардейцами, и тут же - установленный перед полотном пулемет максим - "представьте себя тем самым белогвардейцем". вот точно по анекдоту - "дедушка, расскажи как ты с Чапаевым воевал! -- Я ему - "тра-та-та, а он мне - "буль-буль-буль".
Но есть в этом музее - в его подвалах :) - экспозиция, которая меня удивила и тронула.
До 1917 года в Шуе было 23 церкви. Большевики снесли большинство из этих церквей, оставив лишь несколько, в том числе знаменитую колокольню. Кстати, не все знают, что перед этой колокольней в 22 году был массовый расстрел протестующих против изъятия церковных ценностей местных жителей.
Печально известный декрет от 23 февраля 1922 года "О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих" в Шуе выполнялся неукоснительно. Вот что пишет об этом Г.И. Сурин в книге "Слово о Шуе": " 3 марта 1922 г. согласно декрету ВЦИК постановлением Шуйского уездного исполкома была создана комиссия по изъятию церковных ценностей... Планировалось, что 15-го с утра прибудет патрульная команда, оцепит собор и не допустит скопления народа. Но военные запоздали минут на 40. К этому времени, около 10-10.30 утра, на Соборной площади собралась толпа... Подъехавшая конная милиция (6 всадников) была встречена угрозами, камнями и поленьями. На колокольне стали бить в набат. Затем прибыли полурота 146-го пехотного полка и два автомобиля с пулеметами... по приказу отделенного начальника красноармейцы выстрелили в воздух, но это не помогло, второй залп был в толпу, которая после этого разбежалась... Колокольный звон, по выражению, внесенному в отчетный документ, "был приостановлен пулеметной стрельбой по колокольне". В ходе столкновения было убито 4 человека и ранено 10"
А вот как ответили на мятеж большевики. Из письма В. И. Ленина В. М. Молотову для членов Политбюро ЦК РКП (б). 19 марта 1922 г. Строго секретно. "...В Шую послать одного из самых энергичных, толковых и распорядительных членов ВЦИК или других представителей центральной власти (лучше одного, чем нескольких), причем дать ему словесную инструкцию через одного из членов Политбюро. Эта инструкция должна сводиться к тому, чтобы он в Шуе арестовал как можно больше, не меньше чем несколько десятков представителей местного духовенства, местного мещанства и местной буржуазии по подозрению в прямом или косвенном участии в деле насильственного сопротивления декрету ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Тотчас по окончании этой работы он должен приехать в Москву и лично сделать доклад на полном собрании Политбюро или перед двумя уполномоченными на это членами Политбюро. На основании этого доклада Политбюро даст детальную директиву судебным властям, тоже устную, чтобы процесс против шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим, был проведен с максимальной быстротой и закончился не иначе как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи, а по возможности, также и не только этого города, а и Москвы и нескольких других духовных центров...Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет, ни о каком сопротивлении они не смели и думать..."
в 1993 году на месте расстрела установили памятник.
Так вот. В местном краеведческом музее стоят макеты всех 23 церквей города Шуи! Делает эти макеты Кулиев Владимир Кудратович:
Вот что он пишет о себе: "Я родился в 1943 году в городе Фрунзе в Киргизской ССР. Закочил Пермский Государственный Фармацевтический Институт и Военно-Медицинскую Академию им. Ленина в Ленинграде. Около 30 лет служил в Среднеазиатском и Туркестанском военных округах. Полковник в отставке. Потомственный Оренбургский казак. Мои предки стояли на страже южных рубежей России и занимались сельским хозяйством. После демобилизации из Советской Армии в 1993 году прибыл на постоянное место жительство на родину жены в город Шую. Заниматься макетным творчеством я стал в 2000 году, выйдя на пенсию. Толчком к этому послужила Шуйская соборная колокольня. Свою любовь к православным традициям и многовековой культуре я воплощаю в макетах храмов. Я не профессионал, а любитель и данное хобби пришло ко мне неожиданно и без него я себя уже не мыслю"
Я прошу прощения за качество фотографий - в подвалах темно, обстановка сами видите какая, а у меня слабенькая вспышка на мыльнице. Поэтому выкладываю фото в виде превьюшек. Но, ребята, эта экспозиция достойна посещения, честное слово:
Не устали еще?
Тогда отправляемся дальше.
В музей имени Фрунзе.
В музее, среди прочих экспонатов, в разделе живой природы хранится знаменитая коллекция птичьих яиц, собранная Иваном Петровичем Цепляевым. Я и не знала, что разглядывать птичьи яйца так интересно. Я там зависла минут на 40, в этом зале. Сфотографировала как могла, конечно - выкладываю превьюшки, потому что это не всем интересно:
музей Фрунзе, коллекция яиц, собранная Иваном Петровичем Цепляевым (541 яйцо):
Кроме того, музей формирует фонд К.Д. Бальмонта, русского поэта и переводчика, красавца, любимца женщин (четыре жены - две венчанные, две невенчанные, семеро детей, шутка ли!). В трех залах собраны фотографии, личные вещи, мебель, различные издания книг... Одно время стихи Бальмонта были запрещены в СССР - ну как же, человек уехал в эмиграцию и прекрасно себя чувствовал, писал, переводил, как он мог??? Но тем не менее одно из его стихотворений мы учили в школе, помните?
"ОСЕНЬ
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья".
Ну а львиную долю остальной экспозиции музея составляют составляют дары шуян - впрочем, как и везде в провинциях. Мало какой из провинциальных музеев может позволить себе обновлять экспозицию за счет покупки новых экспонатов - но, слава богу, местные жители несут в музеи самовары и чайники, старый фарфор и какую-нибудь одежду... Если бы не эти дары - не было бы большинства экспозиций в тех музеях, которые были созданы позже 1919 года. Это в 19 году, после знаменитого декрета о том, что искусство должно принадлежать народу, были еще целы и мало разграблены прекрасные поместья с коллекциями картин, гобеленов, мебели и фарфора - а где бы взять свои экспонаты тем музеям, которые созданы в 40-х и 60-х годах? Только за счет даров они и существуют. Я не люблю фотографировать музейные экспонаты, но пару фотографий покажу. Во-первых, я не смогла пройти мимо вот этой идеальной чашки:
(ни за что бы не подарила ее в музей, хоть режьте меня. стояла бы она у меня на полочке и по вечерам я б из нее пила чаек с клубничным вареньем. и не говорите мне, что это кич. мне нравится и все тут. кузнецов, между прочим).
и вот еще фотография - подтверждение тому, что некоторые посетители музея, благоговея, ходят по залам босиком и убегают, когда их пытаешься сфотографировать...
Мы вышли из музея и стали снова бродить по городу, фотографируя, рассматривая, прислушиваясь и запоминая, как мальчишки беззаботно плещутся в фонтане на главной пешеходной улице Шуи:
разглядывали домик, в котором когда-то были балконы:
и дивились афише дома культуры. выставку-продажу меховых пальто, конфиската и парфюмерии я видела неоднократно, но ярмарку слуховых аппаратов и приборов для улучшения зрения вижу впервые:
В магазине мы закупились местной шуйской водкой и настойками. цены от 80 до 120 рублей
(попробовали дома. не впечатлило).
А потом мы опять гуляли, гуляли, сидели на лавочке, трепались, смотрели на толпу, проходящую мимо - был конец рабочего дня и улицы стали многолюдны. Люди шли по своим делам - заходили в магазины, гуляли с детьми в скверах. К сожалению, как и везде, было огромное множество пьяных, опустившихся алкашей на скамейках у шалманов и еще не опустившихся, но уже неуклонно скатывающихся вниз подростков и молодежи - с пивом и алкогольными коктейлями в руках, со сгорбленными плечами, потухшими глазами. Еще недавно бегали они ясноглазыми детками, купались в фонтанах, лазали по деревьям и были так красивы, как могут быть красивы только дети - и вот им по 20-25, и они уже молодые старички. Не знаю, как вы, а я только приветствую введение сухого закона. Спивается страна, катастрофически, неумолимо, безостановочно - спивается.
Но не будем о грустном.
Мы провели в Шуе около шести часов. Слишком мало, чтобы узнать город, но довольно много, чтобы сложить о нем свое впечатление. Шуя - необычный город. Необычный в первую очередь своей планировкой. И на широких, залитых солнцем улицах и зеленых улицах Шуи не так заметны обветшавшие, обшарпанные дома и выцветшие вывески... В Шуе мне было хорошо. Это красивый город. Вряд ли я когда-нибудь приеду в него еще раз, и - да, я не влюбилась в Шую так, как в ту же Коломну или Каширу, как в Вязники или Гороховец... Но я ни разу не пожалела, что приехала туда. Там светло и интересно.
Так мы сидели, смотрели, разговаривали... а потом сели в машину и поехали мимо Иванова, Суздаля, через поля и перелески - в нашу деревню.
Комментариев нет:
Отправить комментарий