четверг, 5 марта 2009 г.

Лукина - с днем рождения!

2 bakluzhino: Поздравляю! Читаю! Обожаю! :)))

2 all: Под катом - моё развернутое ИМХО о повести "С нами бот".

Местами спойлеры.

НЕ необходимое пояснение. Материал писался "под заказ", но злая жаба квакнула и... (тут sapienti протяжно вдохнули) ...печатное издание не состоялось. А в иных изданиях - иные требования к формату, а переделывать у меня душа не лежит. Надеюсь, никто не обидится, если я выложу текст здесь в первозданном виде. Это не статьюшка, не рецушка, а неведома зверушка. ИМХО, в общем.



Анна Китаева

Бот в помощь

В этот мир мне верится с трудом.

Почему же верю? Если кратко:

По причине шкурного порядка -

Очень уж не хочется в дурдом.

Евгений Лукин

Новая повесть Лукина "С нами бот" едва успела выйти, как тотчас получила, благочинно выражаясь, громкий резонанс. Выражаясь же попроще, уж рвануло так рвануло. Хорош оказался порох в пороховницах у Евгения Юрьевича. Причем реакция сообщества только началась, ударный фронт еще будет шириться, эхо от взрыва аукаться по закоулкам и откликаться жанровыми премиями. А текст - вот он, в журнале "Если" №11 за 2008 год, любите и жалуйте - или ненавидьте и ругайте, - но равнодушными вы останетесь вряд ли.

Признаюсь честно, Евгений Лукин - один из тех немногих писателей, книги которых я использую в сугубо личных прагматических целях, можно даже сказать - прикладных. Как лекарство. Бывает, начитаюсь по служебной черствой надобности мертворожденных текстов и чувствую - плохо мне, траванулась. Хватаю тогда ближайшую книгу Лукина как кислородную маску и... дышите, больной, еще не все потеряно. Вот, навскидку: "Дивно было в небе и страшно. Огромное алое солнце, раскинув окрест розовое сияние, шло к земле"... Простые вроде слова, да? Обычные. Живые... И разжимаются щупальца канцелярита на горле, светлеет в глазах, а через пару абзацев лукинского текста начинает даже казаться, что жить можно.

Слегка парадоксальный эффект - потому что темы Лукин обычно выбирает невеселые и выводы делает не оптимистические. Трудно быть весельчаком-оптимистом, если честно работаешь в жанре социально-психологической фантастики. Это утопий не существует по определению, а вот антиутопии любое общество порождает естественно и непринужденно. Стоит лишь внимательно присмотреться, куда ведет та или иная тенденция... ой, мамочки! Может, единственное, что нас пока спасает от полновесной реализации худших социальных прогнозов, это безалаберность и непоследовательность? Двигались-двигались к краху всех надежд и полному неуспеху из шести букв1, да вдруг свернули с рельс, ломанулись по бездорожью куда-то в другую сторону... Но это в жизни. А хорошая литература, в отличие от жизни, должна быть последовательной. Сказано "в морг"? Значит, сейчас увидим тот еще свет в конце тоннеля.

К современной нашей реальности даже слово "фантастическая" уже не просится в пару, давно уступив место "фантасмагорической". Когда в 80-х годах прошлого века американские фантасты придумали киберпанк, вряд ли они полагали, что еще не успеют состариться, а понятие "виртуальная реальность" станет обыденным и повседневным. При чем тут, спросите, киберпанк? Хм... Это все была присказка, сказка дальше будет - но со спойлерами, без них не обойтись.

Леонид Сиротин, центральный персонаж повести "С нами бот", не любит людей. С первой же главы не любит, презрительно именуя "придатками общества" и всячески пестуя свое ощущение интеллектуального превосходства над ними. Ну и они его закономерно не любят в ответ, вот разве что затрудняются сформулировать, за что именно. "Со мной, видите ли, невозможно говорить по-человечески, - любуется собой Сиротин. - Да почем им знать, как говорят по-человечески?" Выпади ему такая возможность, наш герой был бы рад не разговаривать с людьми вообще - в качестве приятных собеседников ему вполне хватает себя самого да словаря иностранных слов 1888 года издания. И возможность, волею автора, выпадает. Сиротину самым сказочно-архетипичным образом, то есть на халяву, достается сверхсовременный девайс, нечто вроде компьютерного посредника между индивидом и обществом. Бот в помощь!

Нарисованный Лукиным бот, он же автопилот - штука с программистской точки зрения изящная, простая и безотказная. Идеологически он явно наследует знаменитой "Элизе" Джозефа Вейценбаума, написанной более сорока лет назад.

Коротенькая программа - по сути анализатор ключевых слов - моделировала подход психотерапевта Карла Роджерса, отзеркаливая реплики человека-собеседника и при помощи наводящих вопросов помогая ему самому разобраться со своими проблемами. Создатель "Элизы" замышлял ее как шутку, однако некоторые из "беседовавших" с ней людей отказались верить, что говорили с компьютером вместо живого человека. Так получилось, что "Элиза" если и не прошла тест Тьюринга в его строгом смысле, то как минимум доказала, что его прохождение возможно - тем и прославилась. Не будем вдаваться в подробности самого теста, следует лишь заметить мимоходом, что предложивший его в 1950 году британский кибернетик Алан Тьюринг изначально задавался философским вопросом "Может ли машина мыслить?", а вовсе не эмпирическим "Способен ли компьютер в разговоре прикинуться человеком?" 2.

Да, способен. Не всегда, не всякий, не в 100% случаев, но принципиальная возможность этого доказана сорок лет назад. Так что "С нами бот" - чистейшая научная фантастика, точнее - матерый киберпанк... по антуражу, конечно же. Это уж кто по каким признакам жанровую принадлежность считает. Хотя я бы все-таки предложила ориентироваться на смысловую составляющую, а не на антуражную, потому что иначе и до "фантастики ближнего прицела" можно договориться, нес па? А основной вопрос филосо... простите, повести Лукина, это вопрос взаимоотношений индивида и социума. Но вернемся к нашему Сиротину.

Получив бота на свою голову, Леонид Игнатьевич обнаружил, что может переложить на него неприятную обязанность общения с людьми, а сам в это время почитывать книги в виртуальной реальности. И чем больше социальных коммуникаций он передает боту, тем успешнее идут его дела, тем лучше к нему относятся в обществе. Сюжет раскручивается чем дальше, тем стремительнее, картинка нарисована ярче некуда. Герой взлетает по социальной лестнице... то есть... это бот взлетает по социальной лестнице, а человек внутри машинной скорлупы наслаждается одиночеством. Бот дергает его за мимические ниточки, имитируя улыбку и гнев. Бот с равной легкостью находит общий язык с первым встречным - и с членами семьи. Бот обучается, все реже и реже требуя присутствия человека в реальности...

Да что же это за наваждение такое? "Почему, черт возьми, мои собственные осмысленные слова разобщают меня с социумом, а заведомо нелепые, не относящиеся к делу подсказки бота, напротив, сближают? Напрашивается, конечно, один ответ, но уж больно какой-то он страшноватенький. Потому что социум по сути своей - бот".

Бот. Программа. Машина. Механизм. Неужели - правда? Неужели мы, такие индивидуальные, такие ценные для себя самих, каждый - Вселенная изнутри, действительно лишь винтики-байтики, неспособные достучаться друг до друга и могущие лишь более-менее удачно имитировать стандартные для ситуации реплики? Тьфу, сгинь, пропади, не может быть!

А и впрямь, не может. Общество - оно общество и есть, это система, в отношении которой действуют законы и правила систем; ничего нового, ничего пугающего. Человеческое взаимодействие всегда было в меру бихевиористично, легко раскладывалось на пары "стимул - реакция", что не мешало некоторым индивидам творить шедевры, двигать науку, любить других индивидов больше собственной жизни и совершать подвиги во имя идеалов - то есть, быть людьми в лучшем понимании этого слова. Но если социум - не бот, а хоть бы и бот, но не в этом дело, то почему примерно с середины повести Лукина читать становится - страшно?

Собственно... а чьими глазами мы видим этот мир? Кто таков Леонид Игнатьевич Сиротин, хозяин (или раб) бота? Нелюбовь его к людям, заявленная с первых же строк, поначалу не кажется столь уж значимой. Ну, ехидствует по поводу дуры-начальницы, но ведь с ножом на нее не кидается? Да и ехидствует не вслух, про себя. Желчно шутит на "званом ужине", особенно радуясь тому, что присутствующие не распознают в его репликах желчи, а порой и шутки? Ну и пусть себе развлекается; опять-таки, не обхамил никого спьяну, соседа слева не ударил, к соседке справа не пристал... Интеллигентный человек, словом.

Вот именно. Интеллигентный, умный человек, палец о палец не желающий ударить, чтобы сделать мир лучше. Привычно бездействующий, полагая свое бездействие добродетелью. Пусть он не творит добро, хоть какое-нибудь, но он ведь и зла окружающим не делает? В силу этой самой своей интеллигентности и нравственного закона внутри, привычно полагаем мы - и ошибаемся.

Потому что как только бот дает Сиротину возможность драться за место в социуме, тот начинает ею пользоваться без зазрения совести. Вверх, вверх по ступенькам власти. Вцепиться в горло врагу. Сместить одряхлевшего вожака. Получить более статусную самку. Что же получается, прежде у героя просто не хватало кулаков, чтобы лезть в драку? А как только он эти кулаки обрел - эдакий социальный экзоскелет - вся его интеллигентность исчезла и миру явилось вполне гнусное мурло. Значит, не нравственный закон его сдерживал, а слабость и трусость? Ох и дерьмовый же человечишка оказался там, внутри общественно-приемлемой упаковки... Тварь дрожащая, которой бот дал право. Страшный человечишка.

Повесть-обвинение. Повесть-пощечина. Повесть-диагноз.

Очередной литературный портрет героя нашего времени... Уж какое время - туда и герои. Но Леонид Сиротин не то что не герой, он даже не действующее лицо - ибо бездействует; он лишь центральный персонаж. Так неужели истинный герой этой истории - и нашего времени - бот?

-

(1) Фиаско.

(2) С обратным тестом Тьюринга мы нынче регулярно сталкиваемся в Интернете. Это знакомая большинству интернет-пользователей CAPTCHA. "Докажи, что ты не бот!"

А с классической Элизой до сих пор можно побеседовать - естественно, на ее родном английском языке. К примеру, загляните к ней по адресу http://www.chayden.net/eliza/Eliza.html. Вот перевод уже состоявшегося диалога.

>> Привет.

Как ваши дела? Пожалуйста, обрисуйте вашу проблему.

>> Вы бот?

Почему вас интересует, бот я или нет?

>> Потому что это моя проблема.

Ваша проблема?

>> Да. Мне кажется, я тоже бот...

Похоже, вы в этом уверены.

>> Нет. Ответ отрицательный. Хотя вообще-то я был положительным ботом... Но сегодня мне хочется вынуть у себя батарейки.

Вы говорите "нет" просто из желания все отрицать?

>> Да... Мне так кажется... Неужели я сумасшедший бот?

Вы выглядите уверенным.

>> Пожалуйста... Помогите мне... Я сошел с ума, если я хочу вынуть у себя батарейки?

Почему вы говорите о своих батарейках?

>> Потому что я бот...

Это истинная причина?

>> Да.

Я понимаю.

>> Да что вы понимаете?

Мы обсуждаем вас, а не меня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий