среда, 13 января 2010 г.

А сейчас полезла в московскую адресную книгу 1901 года, и наконец сложила два и два,

Нет, я все-таки страшный тормоз. Во-первых, надо было, пока бабушка жива была, выцарапывать из нее все названия-топонимы-имена, а я дурака валяла, а теперь локти кусаю. И еще от архива семейного тоже почти ничего не осталось, вот вторая беда...

А сейчас полезла в московскую адресную книгу 1901 года, и наконец сложила два и два, двоечница топографическая! У нас просто была фотография лошади, впряженной в коляску, на фоне особняка, и назывлось это "Наш собственный выезд из нашего дома на Домниковке". А поскольку топографический кретинизм у меня цветет и благоухает, сопоставить, где та Домниковка, и где Селезневка - родовое гнездо - я до нынешнего дня не додумалась. А оказалось все очень и очень просто - на Домниковке Грачевы жили, адрес записан на некоего Михаила Афанасьевича. А прабабушка-то моя как раз приемный ребенок в семье Грачевых, вот все и сложилось.

А вот по поводу Будриных я тут озадачилась. В справочнике рядом с прапрадедушкой Яковом Яковлевичем обнаружился некий Николай Яковлевич с Большой Якиманки. Род занятий - коллежский регистратор. Никаких упоминаний о родне по этой линии я дома не слышала. С другой стороны, фамилия не такая распространенная, так что родство предположить будет весьма лонгично. Но кто он Я.Я. - брат, сын? Вот загадка... Сыном, теоретически, быть не должен. Я.Я. женился на прапрабабке совсем молодым, воспитывал ее сына от первого брака, и больше ни о каких детях упоминаний не было. Получается - брат? Тогда достаточно логичным выглядит переезд прадеда с семьей на Калужскую площадь - все-таки родня поближе. Короче, сплошные загадки с этими родичами!

Заодно поинтересовалась, что было в те времена в моих родных краях - на Мытной. Получается, со шмелевских времен тогда ничего еще не изменилось. Четная сторона, фактически являвшаяся краем Конной площади, была застроена, причем дома с первого по седьмой номер принадлежали Александру Генриховичу Брокару. А по четной стороне числятся всего два адреса - Дровяная площадь на месте нашего дома № 16 и огороды на месте нынешнего Апаковского трамвайного депо.

А в справочнике 1917 года уже обнаруживаются Розановы. Самуил Самуилович-то наш, оказывается, был потомственным почетным гражданином, обитал на Третьей Мещанской и держал мастерскую обмундирования. Вот в кого у меня швейные склонности, теперь все ясно! А вот с прадедушкой Константином Николаевичем дело непонятное. К 17-м году он, насколько я знаю, уже успел не один год проработать по новой - бухгалтерской - специальности, а числится по-старому лекарским помощником. Отчим его Яков Яковлевич успел переехать в Оружейный переулок, а загадочный Николай Яковлевич помимо благотворительной деятельности подался в смотрители Хамовнических казарм.

Помощник присяжного поверенного Иван Сергеевич Шмелев из собственного дома на Калужской площади переехал на улицу Житную, дом 10. То есть, если я правильно понимаю, перебрался на другую сторону Казанской церкви. (Михалыч, поправь, если я ошибаюсь!). Маменька его Евлампия Гавриловна больше не числится хозяйкой бань и мастерских, становится просто вдовой купца, зато обзаводится телефоном. И адрес ее числится больше не по Калужской площади, а по Большой Калужской улице д.13. Я сейчас что-то не соображу никак - это она переехала, или площадь за ушедшие годы перепланировали?

В общем, кому интересна история своих (и не только своих) семей - прошу. Справочник жителей Москвы 1901 года и много-много справочников по другим городам и годам. На мой взгляд, питерский справочник составлен честнее, там перечисляются все совершеннолетние обитатели квартир, а не только ответственные квартиросъемщики. Московский по первой ссылке сейчас малость глючит - как я поняла, его вот прямо в эти дни перетаскивают на новый хостинг. Но эта же книга есть и по второй ссылке, так что ничего страшного.

Алеш, только я что-то твоих в предреволюционном справочнике не нашла. По-моему, это глюк, такого быть не должно никаким образом... А вообще, я в этих справочниках погрязла с головой. Кому как, а мне безумно интересно там находить знакомые имена - актеров, писателей, художников, смотреть, как они в правочнике представлены, где жили. Они от этого еще ближе и живее становятся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий