пятница, 15 января 2010 г.

Я недавно читал книгу, автор Тимоти Голви, называется "Максимальная самореализация",

1. Какая твоя самая сильная сторона?

У меня есть два состояния - Вкл. и Выкл. Когда я выкл. - я беспокоюсь по поводу того, как я выгляжу, это какой-то страх, желание соответствовать чему-то, набор каких-то штампов, и в такие моменты меня буквально парализует. Я уже более 15 лет провожу семинары, более 20 я с этим связан. И каждый раз, когда я выхожу перед аудиторией и каждый раз, когда меня начинает снимать камера, я каждый раз волнуюсь и знаю, что 3-5 минут, как минимум, это будет со мной происходить. И когда я это знаю, я понимаю, что моя основная задача - это как можно быстрее оказаться в состоянии Вкл., и тогда я, действительно, включаюсь. Я думаю, я такой не один. Я недавно читал книгу, автор Тимоти Голви, называется "Максимальная самореализация", он как раз об этом пишет. Он пишет, что у человека есть два состояния - "Я-1", это то, что я называю Выкл., когда человек находится в таком энергосберегающем состоянии и когда он боится ошибиться, но таки ошибается, потому что он замкнут всякими рамками и стереотипами. Также, у человека есть другое состояние, кто-то его называет ресурсное состояние. И всё, что я, по сути, умею делать, и я по этому поводу перестал волноваться - я умею проводить семинары. Я знаю, что это у меня получается, я знаю, что у меня есть определённый набор концепций, я могу соединяться со своей энергией, я могу быть откровенным, зажигающим, вдохновляющим, и люди после этого уходят, действительно, что-то осознав, и пересмотрев какие-то вещи. Поэтому, чем дольше я нахожусь в этом ресурсном состоянии Вкл., тем я эффективнее, и чем больше людей вокруг меня включается и заряжается этим, тем лучше.

2. Что, по-твоему, делает человека успешным?

Если говорить о том, что мы предлагаем, в чём наша форма успеха, то мы разделяем три ключевых компонента, которые на наш взгляд являются основой для успеха в абсолютно любой области. Во-первых, это профессиональные знания людей, без которых людей элементарно не берут на работу, во-вторых, это профессиональные навыки - это умение делать что-то профессионально. Например, таксист может знать правила, знать устройство машины, знать, как её водить, но если это молодой таксист, то у него может быть немного опыта. И знания, и навыки - это здорово, это необходимо, но недостаточно для того, чтобы быть хорошим таксистом, не говоря уже о специалисте в любой другой области. То, что лежит в основе - это отношение человека к тому, что он делает. Отношение таксиста во многом определяет, в конечном итоге, доедут ли они с пассажиром безопасно до места или нет, заканчивая тем, что в каком внутреннем разговоре и с какими ощущениями пассажир выйдет из этого такси. Если распространить эту логику на работу абсолютно любой компании, будь то компания "Сбарро" или какой-нибудь банк, то люди получают определённый клиентский отклик и всегда улавливают отношение. К сожалению, в нашей стране это, наверное, последнее, на что обращают внимание руководители, но, правда, в последнее время в связи с кризисом, стали задумываться чаще. Потому что единственный, по сути, ресурс - это не концепция и не то, что делает компания, а именно человеческий фактор. И те компании, в которых отношение к работе, к компании, к клиенту, к руководству, к самому бренду выстроено и есть лояльность и это понимание, то эти компании процветают или, по крайней мере, не умирают в кризис. На этом и строится наша работа.

3. Что может помочь человеку стать успешным?

Сделать себя более эффективным не за счёт очень простой технологии - он просто честно смотрит на то, как он относится к каким-то вещам. Мы выделяем несколько категорий - ответственность, целостность, делает ли он то, что говорит, как он работает с целями. И каждому человеку не нужно чему-то учиться, он уже такой, какой он есть, и он уже может добиваться результатов, просто вопрос в том, в какую игру он сейчас играет. Мы всегда добиваемся результатов в той игре, в которую мы играем, мы всегда выигрываем в те игры, в которые мы играем. Вопрос в том, в какую игру ты играешь. Например, некоторый играют в игру "Испорти себе жизнь", и они в неё выигрывают. Но для того, чтобы он прекратил эту игру, им нужно её признать, им нужно посмотреть на неё. У меня были случаи, например, больные раком, после открытых тренингов выздоравливали, приходили, приносили снимки, и рака не было. Выяснялось, что женщине была выгодна игра болеть раком, как бы страшно и странно это ни звучало. Она понимала, что таким образом она манипулирует своей семьёй и получала любовь и заботу, которую она не могла получить раньше. Признание этой технологии в том, чтобы признать игру, в которую ты реально играешь. И у меня есть случаи, когда HR-ы признавали эту игру, когда её признавали руководители, целые отделы, целый компании. Они меняли эту игру, принципиально разворачивали свой фокус, внимание и энергию направляли совершенно в другую сторону, добивались фантастических результатов. Но для этого нужен не просто набор знаний и концепций, а именно честность и мужество (как минимум, смелость), признать ту игру, в которую мы сейчас играем, какой бы она ни была иногда уродливой. И тогда у нас появляется возможность создать какую-то новую игру.

4. Можно ли научить человека быть ответственным?

Я не верю, что есть хоть один человек, который не может быть ответственным в каких-либо делах у себя на работе: прийти вовремя, вовремя что-то сделать. Это вопрос отношения людей к работе. Но здесь мы попадаемся на удочку некой иллюзии, что нам, для того, чтобы люди были ответственными на работе, надо их сначала научить быть ответственными. Женщина, HR крупнейшей компании, сказала мне, что её цель - получить технологию, как научить людей быть ответственными. Утопия! Каждый из этих людей проявляет ответственность, а иногда не проявляет. Соответственно, первое - учить ответственности не нужно, потому что люди это и так умеют. Второе - когда люди начинают учить других людей ответственности, они находятся в иллюзии, что кто-то, например, HR, делают свою работу, они учат людей ответственности, и, тем самым только усугубляют проблемы, которые есть. Одни создают одну видимость, другие создают видимость, что они учатся ответственности. Поэтому следует сместить акцент с того, чтобы учить людей ответственности, чтобы создавать такую культуру и среду и требовать это, но, при этом, проявлять ответственность самому, потому что это взаимосвязано. Да, можно научить, но это уже дело прошлого, а теперь можно договориться и создать такие взаимоотношения, где человек эту ответственность будет проявлять.

5. Является ли желание человека главной движущей силой?

У меня есть желания, и из этих желаний я выделяю то, что мне, действительно, важно. Как я могу узнать, что для меня важно? То, что для меня важно, мы называем словом "обязательства", в английском есть очень хорошее слово commitment, то есть, то, к чему я привержен. Например, сейчас сидеть здесь и говорить с вами - это моё обязательство, хочу я этого или не хочу. Наверное, я сначала хотел, потом сел, начал волноваться, и уже не хотел, потом посмотрю, как это будет, и снова передумаю. Поэтому желание - это не самая главная движущая сила в жизни. Что является движущей силой, так это обязательства, это выбор, который я делаю, поэтому, как в компьютере, из папки "желания" мы можем перетянуть что-то в папку "обязательства", и после этого уже начать работать - вот так мы обычно делаем. Как правило, я выбираю то, что для меня действительно важно, интересно, и тогда я пребываю в своём ресурсном состоянии Вкл. Но для этого нужна определённая дисциплина, строгость для того, чтобы всё распределить и расставить приоритеты.

6. Что ты подразумеваешь под дисциплиной?

Я думаю, что все дисциплинированные и так, просто иногда выбирают быть недисциплинированными, особенно в нашей среде дисциплина не является очень важным приоритетом. Например, какой очень важный элемент дисциплины? Можешь ли ты держать своё слово? Это тоже момент выбора, просто если вы создаёте культуру в своей компании, в которой дисциплина и держать своё слово не является важным приоритетом и важной ценностью, то гарантии нет, но возможность создать дисциплинированную команду появляется. Это тоже выбор и вопрос приоритетов, а не вопрос умеет ли человек это делать или не умеет. Если вы скажете другому человеку, что, если он будет в течение недели вовремя приходить на работу, выполнять все свои обязательства и так далее, то он получит приз, например, 10,000 евро. Для каждого человека эта сумма разная. Я работал с одним банкиром, и попросил его отказать от сигарет, эта привычка была одной из причин самодисциплины. Начиная с 500,000 евро он начал задумываться. Поэтому цифры для всех разные, но, если мы можем это сделать на 100 евро, за 10,000 или за миллион, значит, мы в принципе, можем быть дисциплинированными. Мы не дисциплинированные, потому что для нас это неважно, потому что среда позволяет, компания позволяет, друзья позволяют.

7. Можешь привести пример?

У меня есть один хороший пример. Когда-то давно я со своим старшим сыном, ему сейчас 18 лет, а тогда ему было лет 10. И вот он получил двойку и соврал, что он её получил. Мама попросила меня с ним поговорить. Я приехал, он сел ко мне в машину с опаской, что папа будет ругаться. Я спросил его про двойку, он сказал, что да, получил, видит, я, вроде, не ругаюсь. И в этот момент я понял, что мы ему всю жизнь говорили, что врать нельзя, но, на самом деле, когда мы ему говорили, что врать нельзя, я врал, потому что врать можно. Можно врать, а можно не врать. Можно быть ответственным, а можно не быть ответственным.

8. Как ты решил эту проблему?

Мы с ним поговорили о том, что он может либо учиться, либо не учиться в школе. На что он мне сказал, что он будет выглядеть, как идиот, потому что все ходят в школу, а он - нет. Так мы с ним нашли первый аргумент в пользу школы. Вторым аргументом было то, что у него в школе было два учителя, к которым ему нравилось ходить на уроки. Ещё ему нравилось играть в футбол со своими одноклассниками, а школа была очень удобно расположена по отношению к дому. В итоге он мне сказал, что в школу он пойдёт. И в этот момент он проявил ответственность за свой завтрашний поход в школу. Это произошло не за счёт того, что я сужал его выбор и манипулировал им, а за счёт того, что мы честно поговорили, и он сам выбрал ходить в школу. В компаниях, где отношения выстраиваются плюс-минус на таком уровне, когда людям дают выбор, когда их мнение слушают, когда создаются какие-то ценности, которые разделяются персоналом компании, то, как правило, не возникает проблем, и такое в западных компаниях встречается всё чаще и чаще. Там люди осознанно ходят на работу, получают удовольствие, и их не надо каким-то образом дополнительно мотивировать, к тому, чтобы они были ответственными к тому, что они делают.

9. Какими ценностями ты руководствуешься в жизни?

Для нас важнейшим принципом однозначно является целостность. Что такое целостность? Это когда я говорю, думаю и делаю в одном и том же направлении. Не целостность - это, если показать на рисунке - это кружочек и три стрелки в разные стороны. Как мы уже говорили, люди притворяются, делают вид, что не притворяются, продолжая притворяться и тратят на это много сил, особенно если это в масштабе компании. Представь, что если у тебя группа людей, которые думают одно, говорят другое, а делают третье, и технология здесь такая: признать свою нецелостность. Если это просто какие-то директивы и ли отношения, основанные на манипуляции, на страхе, то на них далеко не уедешь. К сожалению, мы в некоторых компаниях видим эту ситуацию, которую даже объяснить толком не можем, потому что вся атмосфера настолько этим пропитано. Это как рыба не знает, в какой воде она плавает, потому что не знает, что такое вода, а чтобы узнать, ей нужно выпрыгнуть из этой воды. Поэтому честность, возможность признать то, что есть на любом этапе - решение этой проблемы. Мы не идеальны, но, если мы поссорились или остался какой-то неприятный осадок, мы время от времени расчищаем эту территорию. Мы садимся, говорим об этом, как мы говорим, эту технологию можно использовать до, во время и после того, как что-то произошло. Если такое позволение есть, то жизнь будет более целостной, вы будете добиваться больших результатов. Если этого нет, то эта нецелостность накапливается, то все отношения, которые у тебя есть, накапливаются и становится очень тяжело жить. Поэтому, на наш взгляд, качество взаимоотношений, основанных на целостности, очень важны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий