Вспомнились мне Мертвые дочери, тот рекорд, когда в один день я отзырила три фильма подряд в кино. Дочери были третьими. Помню, ощущения остались противоречивые. Я засыпала, дважды выходила за попкорном, смотрела на часы - все это плохие показатели. Но МД при этом нельзя назвать плохим или неудавшимся фильмом. Напротив, это на удивление недооцененная вещь. Пересмотрев на свежую голову, могу развернуть.
.
В прессе МД были позиционированы как привет урбанистическому триллеру - модной в Японии, разновидности пугалки, где пугательный эффект содержится в кошмарах техногенного толка и антураж выдержан в интерьерах и видах типового жилья конструктивистского городского массива. Безликая архитектура, прямые линии, минималистичные хаты призваны создавать гнетущую тоскливую атмосферу урбанистического триллера.
.
Что мы видим в МД: приветы японцам в виде звуков - японским языком верещит телек, перед которым уселись друзья в начале фильма; на условно японском напевают дети в конце.
.
Далее идет нечто особенное и специфически "свое": мир МД это не столько безликие городские джунгли, сколько город-милионник именно в том виде, который знаком большинству жителей таких городов. Это убогое типовое жилье в домах-коробках, это простенькие забегаловки с пародиями на иностранную еду в меню, это прямолинейные офисы и затхлые здания школ и мелких театров, это гребаные пробки в конце-концов. Это стопудов (к моему сожалению) та самая Москва, которую видит и знает большинство современных москвичей. И это плюс фильму. Очень честно и очень реалистично.
.
В деталях, будь то предметы, попадающие в кадр, или диалоги, этот эффект углубляется. Кстати о диалогах, диалоги МД представляют собой спорный момент: с одной стороны они просты, понятны, в них чувствуется попытка приспособить западный триллерный пафос к нашему антуражу и в то же время избежать нарочитых клише. В особо "опасных" местах "неблагоприятные" моменты нейтрализуются юмором. Нахожу все же правильным подходом, хотя некоторой доли искусственности избежать не удалось.
.
Еще одним спорным моментом является ставшая притчей во языцех операторская работа. На большом экране на первом ряду смотрелось хардово, не знала, куда деваться. Когда пересматривала на широкодюймовом телеке, то до конца фильма чесала репу, пытаясь вспомнить, в какой момент эпилептическая трясучка стала мне надоедать. При пересмотре сверхъживая камера воспринимается нормально.
.
И музыка. Саунд в виде 38-минутного трека, кроет все саунды звонков и проклятий вместе взятых, хорошая атмосферная вещь пермежаемая тревожными гитарными переливами.
.
Понятно, что все выше сказанное относится к форме, такскать, произведения. Содержание же при определенном уровне вкуривания можно расписывать еще дольше, ибо там обнаружился глубокий концепт, знакомый более по драмам или фильмам смешанных жанров, а не по триллерным экспериментам.
.
Вкратце: в первой половине фильма герои на разные лады рамсят проблему, поскольку все же поверили в проклятие. И их легко понять - мы сами в своем 21 веке почти подсознательно обходим лестницы и стучим по дереву.
Каждый способ характеризует героя.
.
Но единственно верным способом освободиться от призраков оказывается игра, точнее говоря, самый важный аспект любой игры, будь то гамес или прятки - игра актерская. Человек, играя в любую игру, представляет себя тем, кем он не является, и верит в это. Что есть проклятие призраков -это наказание за любые грехи, совершенные в течение трех дней, и герои проигрывают один за другим. Цепляясь за грехи смертные, упускают главный, свойственный не только уголовникам, но любому человеку от мала до велика - речь идет о лжи. Лжи как части природы человека, как синонима игры, в которую играем мы все; когда общаемся с друзьями, когда делаем свою работу, когда выражаем себя тем или иным способом, мы всегда актерствуем и это нормально. Только наедине с собой человек может быть совершенно честен, познавая свое истинное я. И то, ради этого мало окопаться в четырех стенах. Любой социум подразумевает игру, и ложь как самую грубую форму ее производной. Победителем в игре с призраками оказывается тот, кто понял, осознал и принял это не как грех, который в теории можно не совершать, но как неизбежную часть человеческой природы.
четверг, 16 июля 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий