вторник, 15 сентября 2009 г.

записки уездного журналиста - 6

Записки уездного журналиста - 6

Вихри враждебные веют надо мной опять, вихри комаров - литра два моей крови они уже выпили.сцуки. Какие же они здесь ненасытные. Зато такая романтичная в этом городе молодежь, мои дорогие читатели. Почти через каждые 50 метров краской на асфальте «Катя, я тебя люблю» или «Аванесов Ваня, я тебя хочу» или «Tube, с Днем рождения!». В подъездах на стенах, правда, уже рисуют поконкретнее или как говорил Мопассан «ближе к телу»: «Я люблю куннилунгус». Именно с такой орфографией, это не моя опечатка. Однажды иду вдоль набережной Волги и чувствую запах краски. Заглядываю за бортик. Два пацана шкерятся, суетятся: синей краской мажут по бетонной опушке большие буквы, значение которых вблизи не разглядеть. Ага, думаю, признание в любви какой-нибудь Лене или Маше, читабельное только с высоты моста через Волгу. Раздираемая любопытством, завожу разговор:

- Эта, ребят, привет! Признание в любви или поздравление с днем рождения пишите?

- С моста сами прочитаете.

- А зачем все это?

- Девочкам надо иногда приятное делать.

- Тогда последний вопрос: она вам уже сказала да, или вы таким образом только еще добиваетесь?

- Уже сказала да.

- А, ну ладно, удачи вам.

Потом проезжая по мосту на маршрутке, я специально посмотрела, чего хоть там написали мои знакомые. Каково же было мое удивление! Совсем не то, что я надеялась увидеть. Какие-то непонятные арабские буквы, обрисованные картинкой подводной лодки. В общем, какой-то тайный знак масонского ложа. Гы. Или шифровка инопланетянам. Зы.

***

Как закалялась сталь... вернее, оттачивалось перо

Ну вооооот... Начала я, значит, работать корреспондентом в Новостях на самом независимом телевидении в уездном городе N. Честно скажу, фишку я не сразу прочухала. Телевизионный репортаж - это особый жанр журналистики, и так сразу после газетных зарисовок его наскоком не возьмешь. Само собой разумеется, пару-тройку сюжетов вначале я запорола - это значит, наш главный редактор Леша Терешков их не пропустил в эфир.

Первый похороненный репортаж - это КВН среди работников Уголовно-исправительной системы области, вертухаев, то есть. На событие с нами поехал и Леха, так как ему очень хотелось посмотреть на чувство юмора надсмотрщиков и тюремщиков. Он когда-то уже писал репортаж о КВН среди работников милиции. Во время КВН он сидел и вообще не смеялся, лишь вдумчиво слушая выступления как 5 концерт Рахманинова. Хотя поржать там реально было над чем. Что мы с оператором периодически и делали. Вот что значит профессионал, думала я о Лехе. Человек настолько изучил лингвистический механизм шутки, что она его уже не застает врасплох и не вызывает гомерических конвульсий. Всего там было 6 команд (причем, две из них - чисто женские из женских тюрем) с соответствующими названиями типа «В клетке» и т.д. Генеральское и полковничье жюри женщинам благоволило, завышая баллы. А некоторые пацаны нормально шутили. О своем, конечно, о буднично-профессиональном: о водке, о медкомиссии, об особенностях взаимоотношений с прокуратурой и т.д. Был шикарный рэп. Но больше всего зал ухахатывался над ведущей - строгой теткой с прокурорским голосом, при погонах, которая так официозно все объявляла, что это получалось ненароком смешно. В общем, повеселились.

И вот, отсмотрев, чего там наснимал Женя, я начинаю писать репортаж с шутки: «Если театр начинается с вешалки, то уголовно-исправительная система - это вообще вешалка - вот так пошутили на разминке про свою работу сотрудники УИС». Ну и далее что, где, когда. Не тут-то было! У меня кроме банальных «в зале собралось много народу, в зале царило веселье, смех и хорошее настроение, все весело аплодировали» ни хрена не вырисовывается. Леша материал забраковал, и в 20:00 мой сюжет не вышел. Зато в 19:00 вышел сюжет о КВН в УИС у наших конкурентов, на губернаторском канале. Правильный по всем канонам сюжет. Был один лайф (это когда показывают событие без голоса корреспондента за кадром), одно интервью с квнщиками, выступавшими в пионерской форме и оранжевых галстуках (они, кстати, несмешнее всех шутили, но зато оказалось, что эти костюмы им сшили заключенные) и другое с организаторами. Скучный сюжет о КВН. У меня были лайфы гораздо интереснее подобраны. Но от меня даже такого не было. Когда еще в зале я спросила у Лехи, почему мы ни у кого не берем интервью, он ответил: «Рита, есть два пути в этом жанре. Можно, конечно же, сразу побежать в жюри, взять интервью у генерала какого-нибудь, или если на ярмарке, сразу скакать к губернатору и разводить его на откровенность. Но лично я предпочитаю смотреть, наблюдать, замечать какие-то штрижки, шаржики, что-то необычное или смешное и выпячивать это. Попробуй сделать сюжет на лайфах». Леша перечеркнул текст, сказав, что это не репортаж, и так сюжеты не пишут. Мне предстояло перевернуть свои мозги: убрать чертово собственное мнение и отношение в виде «будем надеяться, что первый блин не был комом», оценочные эпитеты и перестать рецензировать окружающую действительность. А вместо этого - максимально непредвзято, правдиво и по возможности нескучно доносить телезрителям о случившемся, о проблеме или каком-либо явлении.

- Леш, я что, как журналист, совсем не могу высказывать своего мнения? Я как корреспондент не имею право на собственное мнение?

- Не так категорично. Можешь, конечно. Но уместно и по делу. Вот занавес закрыт, и всегда кто-то из-за него выглядывает. Можно выглянуть и плюнуть. А можно какое-нить антраша или па сделать. Это уже будет зрителю интересней.

Второй похеренный в начале, но вышедший после 10 исправлений репортаж - с репетиции спектакля нашего Театра кукол «Исповедь». Их единственный спектакль, где играют не куклы, а люди. Спектакль построен полностью на стихах Марины Цветаевой, Черубины де Габриак и Пастернака. И отсмотрев на DVD его полную версию, я поняла, что это, господа, полный бред. Режиссировал его мой горячо любимый и знакомый В.А.Б***ис, у которого я брала интервью и который тогда еще был жив, но уже болел, и в театре не появлялся. Судя по этому спектаклю, с куклами у него получалось работать гораздо лучше, чем с людьми. Спектакль напоминает спиритический сеанс. Под музыку Вертинского на сцену, освещенную то красным, то лунным светом, из ниоткуда появляются по очереди, или все вместе две тетки и мужик и читают стихи выше названных поэтов, которые огорошиваются на голову зрителю абсолютно беспричинно и бессвязно, так как сюжетной линии нет. А актер, с тупым и скучным видом, со свечкой в руке читавший Пастернака «Мело, мело по всей земле во все пределы, свеча горела на столе, свеча горела» на фоне двух энергичных и молодящихся актрис, вносил дисгармонию и диссонанс. Хотя он оказался заслуженным. Тогда я впервые узнала, что Черубина де Габриак - это скандальная мистификация Серебряного века. Под этим псевдонимом выдавала себя за испанскую поэтессу русская Елизавета Дмитриева, прикованная до 18 лет к постели, а потом выздоровевшая и покорившей весь поэтический бомонд Петербурга. И Гумилев с Волошиным даже стрелялись из-за нее на дуэли на Черной речке, на том же самом месте, где и Пушкин. Вот такие страсти!!! После этого наша «Чебурина» так расстроилась, что отказала обоим и вообще прекратила писать стихи. Мы в редакции, заинтригованные ее судьбой, даже нашли в интернете ее фотографию. Далеко не красавица, скажу я вам, господа, а два величайших поэта влюбились! В школе ее не проходят, и, кстати, правильно делают. Какие-то инфантильные стихи, ей-богу. Ничего выдающегося. Ну, так вот, я, собственно, и построила весь сюжет на рассказе об этой «Чебурине». И Леша сказал, что все это, конечно, очень любопытно и занимательно из серии «Жизнь замечательных блядей». Я переписывала текст 10 раз. От первоначального текста осталось лишь 5 предложений. Но зато добилась эффекта рассказа зрителям о спектакле, а не поэтессе. А спектакль, кстати, можно было сделать прикольно. Именно рассказать о любовном треугольнике Гумилев-Волошин-Чебурина. Конечно же, ввести стихи, как же без них, если речь о поэтах, но и о прозе жизни не забывать. Дуэль показать, ревность, выяснение отношений! Вот это было бы более интересно зрителю, как мне кажется. А просто стихи - уныло, скучно и однообразно.

Третий позорный и не вышедший сюжет - об общественных работах. Знаете, что это такое, да? Ну, это когда вы едете на машине, а на обочине стоит кучка людей и машет лопатами - делает вид, что расчищает снег. И вот я такая, вся умная, уже прочитавшая кучу книг по телерепортажу, думаю, а не попробовать ли мне стендап: когда в кадре толкает свои умные мысли или делает выводы корреспондент. Надо сказать, что у нас здесь в регионах спецкоры стендапят мало. По сравнению с федеральными каналами, где появление в кадре корреспондента вообще считается sinequanon (то, без чего нельзя) жанра. И плевать, что смотрится это, кстати, иной раз тупо и вообще неуместно, будто бы лишь для того, чтобы бабушка внучка увидела и поняла: «Большим человеком стал. В телеке кажут». Ну, сами видели, допустим, дают репортаж из контактного зоопарка в Новороссийске - это такое место, где можно животных трогать, гладить и мучить. И так приятно смотреть на зверушек, голос за кадром все объясняет и рассказывает - слияние с природой. Ляпота! И тут вдруг в кадре появляется юноша в кепке и с микрофоном и начинает тарабанить про то, что зверушек можно даже покормить. И вот он идет вдоль водоемчика, пытается дать выдре хлебушка, а та отворачивается, фыркает и хлеб у него из рук не берет. И телезритель думает: «Вот дебил, откуда ты ваще вылез? Даже животным ты не нравишься». Или сюжет о Петербургском университете, стоит корреспондентка на площади, сзади универ, и она че-то там вещает. Вместо того, чтобы показать студентов, преподавателей, она показывает себя. Друзья мои, это норма для центральных каналов. И вот я, значит, тоже решила попробовать себя на камеру, выпендрилась, короче. После начитки про выделенные миллионы из федерального бюджета и интервью с совещания в Центре занятости записала стендап с лопатой в руке, типа я расчищаю снег вместе с другими рабочими и параллельно говорю на камеру: «По-видимому, наше правительство следует завету английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, который говорил, что для поддержания спроса и наличия у народа денег, государство должно нанять одних людей, чтобы те выкапывали яму, и других, чтобы ее закапывали. А что об этом думают наши прохожие, налогоплательщики, из кармана которых и берут эти деньги для оплаты общественных работ» И далее у меня шел лайф проходящего мимо пенсионера: «Да ерунду они придумали с этими работами. Ну чего они здесь неделю копошатся уже. Экскаватором один раз пройтись - и все. А эти молодые мужики должны работать на заводе!» Показываю главному редактору, и Леха мне говорит:

- Рита, а че ты так иронизируешь над работами? Людям, между прочим, дают возможность заработать. Им надо детей кормить, тут не до шуток. Я вот сам думаю уволиться и тоже снег порасчищать месяца три. Хоть денег подзаработаю. Знаешь, у меня такое чувство, что весь этот репортаж написан для того, чтобы показать, какая ты умная. А ты подумала о сантехнике, который тебя будет смотреть? Ему плевать на английского экономиста. Он хочет знать, куда он может пойти после увольнения, что он будет делать и сколько ему за это заплатят.

- Леш, так значит стендап тут не уместен?

- Конечно, нет. Не надо стендапить без повода. Вот когда нет картинки, нет официальных лиц для интервью, а случилось что-то важное или страшное, или трагичное, и информацию надо донести до людей, тогда надо стендапить. На фоне горящего здания, обрушенного дома и т.д.

- Понятно.

- И умничать не надо.

- Ладно, не буду.

Вот так я поняла, что писать и говорить нужно так, чтобы даже сантехнику все было ясно.

Четвертый намечавшийся как сюжет, но вышедший как инсерт (это когда дают просто картинку, а диктор зачитывает под картинку сообщение) - это «Спортивный бал», проходивший в нашем драматическом театре. Там награждали лучших спортсменов, чемпионов, мастеров спорта, тренеров, школы, разные секции и т.д. Я там набрала кучу интервью с ними всеми. Ну, прикольно же со спортсменами общаться. С тренером по боксу, знаете как весело! Он так смотрит исподлобья и говорит: «Вот вам листок, там все про нашу секцию написано. Мы в Германии, в Аахене всех побили»! Аахен, кстати наш город-побратим. Плюс, нам 40 минут вещал с такой красной-красной рожей начальник департамента физкультуры и спорта про то, какие спортивные объекты и сооружения будут введены в эксплуатацию в ближайшие 5 лет. Про будущие шахматные школы, про стадионы, про ледяные беговые дорожки, про гимнастические залы, господи, да рай ждет наших спортсменов скоро. А потом мне чемпион Европы по самбо среди юниоров рассказывал о том, как в нашем городе нет даже зала для самбистов, как нет финансирования для участия детей в сборах, что сами родители не в состоянии это оплачивать. Про отсутствие пропаганды здорового образа жизни и занятий спортом. Про то, как ему за победу подарили холодильник. Потом говорил тренер сборной по волейболу про то же самое: отсутствие места для тренировок и недостаточном финансировании. Ну и т.д. Сюжет не получался, потому что не было картинки того, как этому чемпиону вручают награду. На той ошибке я научилась, что если строить сюжет на герое, то нельзя давать только интервью с ним, надо показать его и в других обстоятельствах: почему мы о нем рассказываем.

Пятый вышедший сюжет, за который мне было стыдно - это Молодежный фотомарафон, которым открывали в нашем городе Всероссийскую неделю добра. Собрали большую толпень студентов и школьников и дали им задание: разбиться на тройки и фотографировать на три заданные темы: проблемы молодежи, старый и новый город и прочий какой-то философский ужас. Затем каждой команде надо будет сдать жюри по три фото на каждую тему, в цифровом формате к 7 часам вечера. Ну вот, мы приезжаем туда. Я беру интервью у ребят о том, что они любят снимать. Потрясающие ответы дают мне студенты типа: «я люблю снимать снег, белое меня успокаивает», или «а я всегда снимаю птиц», «предпочитаю портреты людей». В общем, дзен! Затем они строем маршируют к центру, там дают торжественное обещание всю неделю делать только добро. Мы еще подснимаем, как они разворачивают конверты с заданием, и затем как три девушки уже снимают памятник местному историческому персонажу вкупе с тарелкой сотовой связи. Также берем интервью с девушкой, и она говорит, что задание очень трудное. И вот, все отсмотрев, я начинаю писать репортаж. И у меня ни хрена ничего не стыкуется логически. Я не могу объединить Неделю добра и этот фотомарафон. Начальные шикарные дзенские рассуждения о том, что молодые люди любят снимать, самые сливки так сказать, ваще не вписываются в сюжет. Ко всему прочему я не знаю, какой фразой его завершить. На региональном телевидении, кстати, тоже есть особенность по сравнению с федеральными каналами. Им в этом смысле повезло больше. Они завершают свои опусы легко! Бла-бла-бла-бла-бла, Лидия Адабашьян, Егор Киселев специально для НТВ. И все! И не надо ломать голову над финальным контрапунктом . Я еще не знала чем завершить, потому что не до конца разузнала всю информацию. Допустим, что получит победитель того конкурса. Добыть исчерпывающие сведения - очень важно в этой профессии. В результате, когда время уже поджимало, надо идти на монтаж, иначе мы рисковали вообще оставить Новости без «бантика» (репортажа не на политическую тему), на скорую руку чего-то там дописала. И получился бред! Репортаж начинался с того, что «в руках молодых людей фотоаппараты и камеры», а заканчивался тем, что «любой может принять участие в неделе добра, и для этого достаточно взять в руки лишь метла и грабли». Занавес.

Пятая неудача переполнила мою чашу терпения, и я глубоко задумалась о том, почему у меня до сих пор ничего путного не выходит. Почему у меня так сумбурно проходит работа? И пришла к выводу, что изначально неправильно подхожу к творческому процессу. Как я делала? Я выезжала на события, чего-то там снимала, хаотично, наобум, кого бог пошлет, интервьюировала, а потом часами не могла все это состыковать и вылить в связный сюжет. А желательно заранее написать себе план того, что я хочу показать, и о чем рассказать зрителю. И я стала писать заранее план, укладывая все в одну схему:

Подводка диктору:

Сюжет

Лайф

Первая начитка

Синхрон=интервью или лайф

Вторая начитка

Синхрон или лайф

Финальная начитка

И после этого все пошло как по маслу. Мой первый, полностью одобренный главредом, сюжет был с конкурса красоты «Мисс русское радио - город N. Шикарное шоу, красивейшее девчонки в шубах, купальниках, пиратских костюмах. Единственное, что только иногда правили редактора - это стилистику.

Первый лайф, кстати, необязателен. Но я предпочитаю делать с ним. Я вообще считаю, что чем больше я покажу живой картинки, тем достовернее и интереснее будет представление у телезрителя о событии. Я также тщательно выбираю интервьюируемых. Отбор идет в пользу обаятельных, непосредственных, незажатых, открытых людей. И как ни странно, такими чаще всего оказываются парни, мальчики в возрасте после 14 лет, и, наоборот, девочки до 14 лет. Затем с девочками происходит какая-то удивительная метаморфоза. Они зажимают свое лицо, закрепощают выплеск своих эмоций, их мимика становится ограниченной, они будто бы боятся сказать что-то, чего не одобрит их классный руководитель - и по картинке это получается очень бедно, на них очень скучно смотреть. Ну и саму картинку, ясен пень, я подбираю тоже тщательно, насколько позволяет время, выбирая только лучшие: самые красивые, информативные и эмоциональные кадры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий